Два листа смородины залить кипячёным молоком и размешать по часовой стрелке.. (шутка, хотя к молоку мы ещё вернёмся).
Уважаемые читатели, сейчас Вам откроется великая тайна происхождения чувства любви с точки зрения научной психологии. А после того как откроется тайная формула любви — посмотрим, как её можно использовать.
Но сначала немного об устройстве памяти. Любовь основана на памяти, но об этом позже. Память человека — это не просто набор записей о событиях. Мы запоминаем целостно — и основные детали события и второстепенные — фон, и зрительные образы, и запахи и звуки и слова и мысли, а так же свою эмоционально-чувственную реакцию на всё это. А при вспоминании мы воспроизводим в первую очередь именно то, что было эмоционально значимо, и мы не просто воспроизводим запись — мы словно заново создаём те события, снова реагируем на вспоминаемые события (пусть слабее чем тогда, но реагируем), а также создаём ассоциации с подобными же событиями или чувствами. Ассоциации составляют огромную часть нашего сознания. Когда мы учим алфавит, то учимся ассоциировать букву «А» со звуком «а», мы ассоциируем предмет (ложка) с его назначением (кушать жидкие блюда), причину поведения (интерес к теме любви) со следствием (чтение статьи на тему «любовь») и т.д.
Но есть ассоциации, которые мы создаём в самом раннем детстве и они становятся настолько значимыми, что подсознательно влияют на всё наше восприятие в дальнейшем. Для младенца важнейшие ассоциации, связанные с благополучием, с выживанием — это сытость, комфорт, телесный контакт с мамой, а так же (чуть позже добавляются) — зрительный контакт и звуковой (слова, которые мама говорит ребёнку). Собственно — это и есть предтечи чувства любви — чувство сытости и комфорта, безопасности, близости и контакта (общения).
Когда, повзрослев, мы вступаем в отношения друг с другом, общаемся, то наше подсознание проверяет качество отношений, основываясь на той самой ранней ассоциативной памяти. И если в наших отношениях возникает чувство безопасности, близости (в том числе телесной) и принятия — то мы любим людей, с которыми у нас такие отношения. Где-то в подсознании мы чувствуем, что с ними мы будем в комфорте, что нас накормят, если что, позаботятся и защитят.
И вот это чувство, эта память ранних переживаний в течении жизни развивается и растёт. Близость мы можем чувствовать не только телесно, но и в общем понимании, общих ценностях и интересах. Можем чувствовать свою ценность (заботу о себе или возможность заботы) в общении и согласии. В разногласиях — тоже бывает очень много ценности, поскольку это тоже вид тесного контакта, а конфликт — это очень сильная встреча, враги близки друг другу порою больше, чем друзья, хотя эмоциональный знак и отрицательный.
Единственное отличие любви детской от любви взрослой — ребёнок всегда меньше родителя, зависим от него, и ребёнок больше берёт внимания, чем даёт. А во взрослой любви — наш партнёр так же нуждается во внимании, контакте, безопасности и близости, как и мы сами. Взрослая любовь всегда равная, и ответственность за отношения всегда делится поровну. И для взрослого человека уже недостаточно просто брать, принимать заботу. Ему нужно учиться быть в более сложном, разнообразном контакте с другими — и через слова, и через дела, и через телесные сексуальные ласки, и через общие смыслы и ценности, и в такой разнообразной деятельности находить и создавать себе и друг другу то, что было важно с самого раннего возраста — безопасность, близость, материальный и эмоциональный комфорт, общение, единение, одним словом — любовь.
Оставить комментарий